КРУГЛЫЙ СТОЛ С ОСТРЫМИ УГЛАМИ
16 сентября в рамках литературного фестиваля «КрымБукФест-2016», который ежегодно проводит Крымская республиканская универсальная научная библиотека имени И. Я. Франко, состоялся круглый стол на тему «Опыт и молодость: литературные полюса». Инициатором этого замечательного события стала Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская библиотека для молодежи».
Во главе круглого стола сидели видные деятели литературы и искусства Платон Беседин и Андрей Скрипцов. Остальную часть окружности образовали несколько начинающих или уже состоявшихся, но пока что менее известных для широкой аудитории авторов (к которым причисляю и себя). За их содержательной беседой наблюдала довольно большая аудитория – представители творческой молодежи нашего полуострова.
Полагаю, что именно для них, тех, кто сейчас находится в самом начале творческого пути, эта встреча имела огромное значение, так как из уст людей опытных и знающих прозвучала информация, которой должен владеть каждый начинающий крымский писатель. В первую очередь, это подробный рассказ директора издательства «Таврида» об издательском совете при Министерстве внутренней политики, информации и связи Республики Крым. По словам Георгия Анатольевича Шаповалова, около десяти крымских авторов каждый год получают возможность издавать свои книги за государственный счет. Любой автор, имеющий готовую рукопись, может попытать счастья на этой площадке. Георгий Анатольевич заверил, что совет обязательно рассмотрит все работы и примет справедливое решение. От себя должна сделать небольшую поправку: уже после мероприятия из разговора с работником министерства узнала, что к рассмотрению принимаются не рукописи, а готовые макеты, так как государственные средства предусмотрены только на печать книги. Подробную информацию можно найти на сайте соответствующего министерства. Важным аспектом встречи также стало перечисление российских журналов и газет, которые готовы печатать молодых авторов.
Несмотря на заявленную «круглость» стола, не обошлось и без острых углов. Во время обсуждения возможных путей продвижения начинающего писателя в условиях серьезного спада интереса к литературе, обнаружилось, что присутствующие литераторы имеют разные, можно даже сказать – противоположные взгляды на стратегию и в целом образ жизни писателя. Обладатели известных имен настаивали на жесткой необходимости продвижения через средства массовой информации и активное участие в жизни общества. По их мнению, писатель должен мелькать везде, где только может, иначе вся его работа не имеет никакого смысла. Также, знаменитые люди порекомендовали молодым авторам читать книги по писательскому мастерству. Например, замечательную работу Стивена Кинга «Как писать книги», в которой, кстати сказать, мастер настоятельно советовал авторам иметь дверь, которой можно закрыться от всего мира. Возможно ли, чтобы Кинг не причислял масс-медиа к факторам, нарушающим уединение писателя? Об этом пусть судят молодые авторы.
Третьим немаловажным утверждением наших знаменитостей стал призыв не печатать собственные книги за свой счет. Такой путь развития даже был назван «порочным», что прозвучало несколько грубо, так как среди присутствующих было несколько человек, по воле судьбы или собственному желанию ставших независимыми писателями – издавших книги за счет собственных или спонсорских средств. Такое мнение получило весьма резонное обоснование, а именно: отсутствие профессиональной редактуры убивает качество литературы. Начинающих авторов заверили, что не стоит ориентироваться на мнение друзей, а также редакторов мелких местечковых изданий. Нужно полагаться исключительно на отзывы редакторов крупных издательств и журналов. Если же вас игнорируют, то следует задуматься, являетесь ли вы вообще писателем. Что странно, ценность платной консультации тех же редакторов была опровергнута. Нас заверили, что объективного мнения о своей работе даже за большое вознаграждение получить нынче невозможно. Но мысль ясна: платить за свое творчество деньгами – путь порочный. Правильно – платить лишь временем и энергией, затраченной на погружение в медиа сферу. Часть оптимистичной аудитории горячо поддержала такую точку зрения, утверждая, что если книга – настоящее произведение искусства, то она сама найдет путь к государственному бюджету или в типографские цехи крупных издательств. Хочется надеяться, что именно так и будет. Много ли нынешний писатель может издать за свой счет?
Оппоненты, среди коих была и я, переживали и старались доказать, что излишняя публичность сильно вредит творчеству, может быть, даже больше, чем отсутствие редактуры со стороны профессиональных редакторов (коих по словам наших же именитых гостей практически не осталось), что иногда продажа собственной книги на рынке и личное общение с читателем приносит не меньше радости, чем огромный гонорар издательства (который, по словам знаменитостей, составляет не более тысячи американских долларов за роман). Кроме того, напечатанная книга может помочь автору в продвижении, так как демонстрирует серьезность его намерений и готовность жертвовать средствами и силами для своего продвижения – ведь издать свою книгу, значит не только потратить деньги. Иначе не было бы в современном мире понятия «промо тираж». И тот факт, что книгу не заметили в какой-либо комиссии, вовсе не означает, что она менее достойна внимания, чем те издания, которым посчастливилось родиться за государственный счет.
По моему убеждению, истина редко рождается в споре. Ведь каждый, как правило, остается при своем мнении. Но в данном случае, уверена: для тех, кто хотел слышать, она прозвучала громко и убедительно. Не сомневаюсь, что доводы, озвученные людьми с довольно большим опытом и сложившейся жизненной стратегией, позволят молодым литераторам выбрать свой путь развития, ведь правильный выбор определяет главное: что принесет в их жизнь творчество – счастье или разочарование.